cb

 

 eispr

  
 
no
 
 
sportgrafik
 
-->
Музей декоративно-прикладного искусcтва
Панорама русской избы

Главная достопримечательность музея - панорама русской народной избы. В ней мы постарались передать все важнейшие черты настоящей деревенской избушки. В доме царит запах хлеба, дерева, целебных трав. Почетное место занимает печь, на которой греется кошка, стол накрыт скатертью, вышитой руками хозяйки, вместо наших привычных сувениров стоят расписные глиняные игрушки. Сбоку печи - тёплая лежанка - любимое место детей, стариков и больных. По диагонали от печи находился красный угол избы - самое почитаемое место. На специальной полке стояли иконы или образа и горела лампадка или свеча. Всякий гость входивный в избу, у порога находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился и низко кланялся образам, только после этого здоровался с хозяевами.

 
Русский народный костюм

Всем известно, что одежда - важный компонент культуры народа. В нашем музее можно наглядно представить, какую одежду носили наши предки. На территории нашего края во второй половине XIX века бытовали все основные комплексы русской одежды: с понёвой, сарафаном, сшитым преимущественно из домотканной шерсти "волосенки".

 
Древние образы в народном искусстве

Наш далекий предок ощущал постоянный страх перед явлениями природы. Многие древние народы были язычниками и поклонялись животным и деревьим. Древний человек полагал, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Древние люди полагали, что образы таинственных сил способны влиять на их судьбу. Наблюдая красочные формы живой природы, человек вносил их в орнаментные композиции, на основе стилизации (упрощения) и дальнейшей декоративной обработки.

 
Народная керамика

Изделия из керимики были неотъемлимой частью крестьянского быта. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей.

В музее мы постарались показать все известные промыслы керамики:
- Подмосковная гжель
- Скопин (скопинские игрушки)
- Дымковская игрушка
- Филимоновские (Одоевские) игрушки
- Каргапольские изделия
- Абашевская керамика

 
Роспись и резьба по дереву

Традиции художественной резьбы и росписи по дереву издавна сложились в разных областях России. Всемирную известность приобрело искусство Хохломской росписи. Это золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом, уветистые и праздничные.

Русская матрешка - это самый популярный русский национаьный сувенир. Забавно и весело стоят они на полочках нашего музея, очаровывая Вас своим неповторимым русским обликом.

 
Вышивка и кружево

Русская народная вышивка всегда отличалась особым разнообразием. В её основе лежит крестьянская вышивка, история которой уходит в глубокую древность. Крестьянская вышивка как бы продолжает тканый рисунок и такой узор обычно строится из геометрических орнаментов (из прямоугольников, квадратов, ромбов состоят фигуры людей, животных, изображаются растения)

С незапамятных времен в народе плели кружево. Кружевоплетение на Руси возникло позднее, чем вышивка. Кружевные изделия использовались очень широко: их пришивали к одежде, ими украшали бельё, жилые интерьеры. И в наше время кружевной промысел очень востребован, а сосредоточен он в четырёх городах России: Вологде, Ельце, Кирове и Михайлово. Каждый центр промысла производит свой вид кружева, неповторимый, отличный от всех.

 
Искусство Жостова

История росписи

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

 

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин