-->
Работа с одаренными детьми

Одним из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа», стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы» является развитие системы поддержки одаренных детей.

В ОУ действует программа работы с одаренными детьми, которая позволяет выявлять и сопровождать одаренных детей на школьном уровне.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ СОШ № 31, а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном клубе «Эрудит», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
  • обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

Основные принципы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

В основу программы положены ведущие методологические подходы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

В 2018-2019 учебном году отмечается стабильность работы с одаренными детьми, которая носит систематизированный характер и строится на всестороннем раскрытии и использовании интеллектуального и творческого потенциала учащихся: расширилась система олимпиад, конкурсов, конференций.

В школе проходил муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 7-11 классов.

По итогам муниципального рейтинга участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, для участия в муниципальном этапе было сформировано 8 команд, количество учащихся в них составило 16 человека. Учащиеся Груздова Е. и Половнёв А. приняли участие в двух олимпиадах.

По итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников четверо учащихся стали призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников хорошие результаты показали следующие учащиеся:

№ п/п

Ф.И. учащегося

Ф.И.О. учителя

Наименование олимпиады

Результат

1.

Шебаева А. – 11 кл.

Голубева И.С.

Литература

призер

2.

Лопина А. – 7 «А» кл.

Голубева И.С.

Литература

призер

3.

Кирсанова Д. - 10 «А» кл.

Косовцова И.В.

Обществознание

призер

4.

Клыга А. – 8 «А» кл.

Атаманиченко А.Н.

Искусство (МХК)

призер

5.

Тхоржевская Е. – 9»А»

Скворцова Т.И.

Биология

участник

6.

Ладыгина А. – 10

Курганская Т.В.

Английский язык

участник

 

Исследовательская деятельность в школе ведется через научное общество «Белые совы» (руководитель Солонченко С.С.).

Целью работы НОУ является: постоянное развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.

Основные задачи НОУ:

  • разработка плана работы НОУ;
  • координация деятельности членов НОУ;
  • оценка деятельности членов НОУ;
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Участие в:

  • материально-техническом и научно-информационном обеспечении деятельности членов НОУ, в том числе и с использованием на договорной основе базы различных учреждений (ВУЗов, учреждений дополнительного образования, библиотек и т.п.);
  • организации предметных недель.

Развитие:

  • навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
  • умения самостоятельно находить, анализировать, систематизировать и использовать в своей деятельности информацию;
  • умения применять на практике полученные знания;
  • навыков использования приборов и оборудования;
  • навыков оформления своих работ;
  • навыков публичного выступления.

Формирование:

  • традиций НОУ;
  • научного мировоззрения членов НОУ; 
  • осознанного выбора будущей профессии.

Организация:

  • творческих встреч с интересными людьми;
  • мероприятий, популяризирующих научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность учащихся.

Проведение:

  • научно-практических конференций учащихся;
  • регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» на школьном и муниципальном уровне.

Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).

Результаты исследовательской деятельности

№ п/п

ФИО обучающегося

Класс

Название мероприятия

Наставник

Результат

1

Виноходов Михаил

5 «а»

Региональный конкурс «Белгородская засечная черта»

Солонченко С.С.

Призер 3 степени

2

Любушка Дмитрий

5 «а»

Региональный конкурс «Белгородская засечная черта»

Солонченко С.С.

Призер 3 степени

3

Виноходов Михаил

5 «а»

Пятый шуховский фестиваль НИР

Солонченко С.С.

Победитель

4

Исаева Анна

5 «а»

Пятый шуховский фестиваль НИР

Солонченко С.С.

Призер 2 степени

5

Аслонова Рухшона

5 «а»

Пятый шуховский фестиваль НИР

Солонченко С.С.

лауреат

6

Деменко Ирина

6 «а»

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Научный катализатор»

Солонченко С.С.

победитель

Выводы: 

  • необходимо использовать все возможности выхода на городской, областной и Всероссийский уровень;
  • развивать социальное партнерство: привлекать преподавателей высших учебных заведений к работе с одарёнными детьми (очные, очно-заочные, дистанционные формы работы).

Проблемы:

  • отсутствие достаточного денежного ресурса для участия во всероссийских конкурсах и конференциях.
  • отсутствие налаженного партнерского отношения с преподавателями различных вузов в исследовательской деятельности.

План работы с одаренными детьми на 2019-2020 учебный год